А хватает ли просто юзабилити?

Уже на протяжении многих лет многие ученые мужи без конца разглагольствуют по поводу "юзабилити" и о том, как на самом деле важно делать программное обеспечение, игры и сайты легкими для использования. Небезызвестный Якоб Нильсен даже вывел математическую формулу для подсчета уровня этой самой пригодности для пользователя, которую он и предлагает всем желающим за 122$. 

Я в свое время написал гораздо более дешевую книгу, рассказывающую о принципах проектирования "легкого" программного обеспечения, однако без применения каких-либо формул. На странице 31 этой книги я привел в качестве примера самую популярную в то время программу на нашей планете: Napster. Главное окно этого приложения использовало кнопки для переключения между пятью экранами программы; если же верить принципам юзабилити, там следовало бы использовать ярлыки, а не кнопки. И тем не менее Napster являл собой самую популярную программу на земле. 

В одной из первых версий рукописи я написал что-то вроде: "это служит отличным примером того, что юзабилити на самом деле не имеет большого значения", что звучало бы достаточно странно в книге про это самое юзабилити. Когда издатель сообщил мне, что параграф надо сократить - я стер эту фразу. После чего испытал значительное облегчение. 

Но в этом есть элемент горькой правды (горькой для специалистов по проектированию пользовательского интерфейса), а именно: необходимое людям приложение, т. е. то приложение, которое удовлетворяет нужды пользователя, независимо от пригодности или непригодности для легкой работы обречено на успех. И наоборот: простая, интуитивно понятная программа без какой-либо пользы для человека, без сомнения, провалится. 

Консультанты по проектированию интерфейса постоянно разрабатывают все новые невероятные формулы для демонстрации того, как скоро окупятся те 75000$, которые их клиенты должны заплатить за проект по улучшению юзабилити. 

Веб-сайт компании CNN вряд ли нуждается в консультации подобного специалиста. Скажу больше, едва ли есть в сети хоть один контентно-ориентированный сайт, который получит прибыль даже в один доллар путем улучшения юзабилити. А все потому, что сайтами с хорошим содержанием и так чертовски приятно и легко пользоваться. 

Но тем не менее... 

Сегодняшней моей целью не является плач по поводу того, как неважно это самое юзабилити... напротив, оно важно в определенных границах. Существует масса примеров тому. Моей целью сегодня является разговор о следующем уровне проектирования, а именно, проектировании социально-ориентированного интерфейса. Здесь, как мне кажется, необходимы дополнительные разъяснения. 

Программное обеспечение 80-х годов, когда только "изобрели" юзабилити, должно было иметь дело только с отношениями типа "компьютер-человек". Но Интернет изменил положение вещей и добавил отношения типа "человек-человек". 

Форумы. Общественные сети. Онлайн - обучение. Электронная почта. Все это программное обеспечение является посредником в общении между конкретными людьми, а отнюдь не между человеком и компьютером. 

Когда вы создаете программы, которые помогают людям общаться между собой, после создания хорошего уровня юзабилити необходимо позаботиться о социально-ориентированном интерфейсе. Лучший способ проиллюстрировать это примерами - привести случаи успеха и провалов. 

Для начала пример провального с позиций социальной ориентированности интерфейса. Каждую неделю я получаю почтовое сообщение от абсолютно незнакомых мне людей с предложением вступить в ту или иную организацию. Я не знаю, с кем имею дело, поэтому чувствую себя немного раздраженным и стираю сообщение. Просто у компаний, занимающихся созданием программ для создание он-лайн организаций, есть специальный инструмент для сбора всех почтовых адресов из моей адресной книги и рассылки по ним предложения вступить в организацию. В общем и целом, такими методами результата не добиться. 

Теперь посмотрим на то, каков может быть удачный социально-ориентированный интерфейс. Многие люди испытывают меньшее замешательство, когда печатают, а не говорят человеку что-либо лично. Подростки не такие застенчивые, но все равно скорее всего среднестатистический подросток позовет девушку на свидание с помощью SMS. Это программное обеспечение имеет такой успех в социальном плане, что радикально улучшает личную жизнь миллионов людей. И это несмотря на то, что с точки зрения юзабилити ввод SMS-сообщений просто ужасен. (Вы только вспомните свои ощущения при наборе текста на этой клавиатурке!) 

Еще один пример удачного социально-ориентированного продукта - eBay. Когда я впервые услышал о eBay, я сказал: "Чепуха! Никогда не заработает. Никто не пошлет свои деньги какому-то случайному человеку в надежде , что тот пришлет ему заказанный товар." И многие думали точно так же. Как оказалось, все мы ошибались. eBay поставила на культурную антропологию человека и выиграла. 

Позвольте мне привести пример того, как можно создавать такие программы. Допустим, ваши пользователи делают нечто, чего они делать не должны. Классики юзабилити говорят, что в данном случае нужно указать им на это и сообщить, как исправить свою ошибку. Консультанты продают это под брэндом "Оборонительный Дизайн". 

Если вы хотите создать социально-ориентированный проект, этот подход слишком наивен. Допустим, ваши посетители в форуме оставили рекламу "Виагры". Вы напишете: "Извините, но это неподходящая тема. Ваше сообщение удалено." Знаете, что сделают ваши посетители? Повесят рекламу "Ви@гры". 

При социально-ориентированном подходе необходимо принимать во внимание социологию и антропологию. В то время как цель обычного пользовательского интерфейса - успех для отдельно взятого пользователя, цель социально-ориентированного - успех общества в целом, даже если это означает неудачу для одного конкретного человека. 

Поэтому хороший администратор не выведет сообщения об ошибке. Пусть пользователь-спамер будет уверен в том, что реклама принята. А она и будет принята, но показываться будет только ему и никому больше... 

И на самом деле, лучший способ отражать атаки - делать вид, что они удаются. Это аналог того, как животные для защиты притворяются мертвыми, но применительно к программному обеспечению. 

Автор Статьи: Джоэль Спольски. 
Оригинал взят с сайта: joelonsoftware.com 
Русский перевод: Дмитрий Рудаков.

28 июня 2012